МБУ ДПО "Информационно-методический центр"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

 

История центра

Исторические аспекты становления и развития методической работы в России и Чусовском районе

 

           

Уникальная система методической работы с  педагогическими кадрами начала складываться в России более 170 лет тому назад. Сегодня она включает школьные методические кабинеты, районные методические центры, институты повышения квалификации.

Не имея точных архивных данных, можно предположить, что в нашем районе методической службе примерно столько же лет, сколько и самой системе образования, т.е. чуть более 100 лет.

Выделяют несколько периодов становления и развития системы методической работы в России:

I период – зарождение форм методической работы в XIX-начале XX века;

II период   – становление и развитие методической работы в связи с изменением школьного образования с 20-х до 90-х годов XX века;

III период – модернизация системы методической службы в 90-ые годы прошлого, начале XXI века.

Система повышения квалификации стала активно создаваться в 30-ые годы. Основными источниками повышения квалификации педагогов служили результаты научных исследований и передовой педагогический опыт. Поэтому методическая работа связывалась прежде всего с деятельностью по выявлению, изучению, обобщению и распространению заимствованного, а также своего опыта, сложившегося в трудовом коллективе. Обучение строилось на примерах более опытных коллег, имеющих высшее профессиональное образование (к слову сказать, в те времена лишь 10 % учителей имели высшее образование). Для этого при отделах образования открывались учительские комнаты, педагогические кабинеты, в нашем районе это был методический кабинет при районном отделе народного образования. Наиболее распространенными формами работы в то время были открытые уроки, педагогические чтения, совещания, на которых обсуждались вопросы повышения уровня знаний учителей, методы и приёмы преподавания и воспитания учащихся. А первые методисты назывались учителями-инструкторами. Штат сотрудников Чусовского методического кабинета в  60 – 70 – е годы был небольшим: методист по дошкольному воспитанию, методист по начальным классам и заведующий кабинетом.

В соответствии с реформой образования (1984 г.) изменения в развитии общего образования в РФ потребовали и реформирования структуры и содержания работы с кадрами всех уровней. В связи с этим Министерство Просвещения  СССР приказом №99 от 30.05.85 г. утвердило «Типовое положение о методическом  кабинете районного, городского, окружного отдела (управления) народного образования». В штатном расписании появились ставки методистов по направлениям (воспитательная работа, библиотечные фонды). Возникла необходимость сопровождения учителей новых специализаций, логопедов, психологов, социальных педагогов, преподавателей ОБЖ.

Важной формой, способствующей росту профессионального уровня учителя, становится конкурс «Учитель года», который впервые состоялся в Чусовском районе в  1989 году.

                         

Повсеместно проходили семинары по изучению опыта новаторов, педчтения, трудовые педагогические вахты, слеты "передовиков производства".

За свою долгую историю методическая служба района претерпела 6 переездов из одного здания в другое, оставляя лучшее образовательным учреждениям.  

Как показывает практика,  в конце XX  – начале  XXI века методической службе отводится значительная роль и в информатизации учебно-воспитательного процесса.

В 2004 году в связи с участием Пермского края в проекте «Информатизация образования» в Чусовом был создан информационно-методический центр как учреждение дополнительного профессионального образования.    

С 1 сентября 2005 г. городской методический кабинет вошел в состав центра, образовав муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр» как служба, обеспечивающая потребности всех ОУ системы образования Чусовского муниципального района.

В 2004 году в связи с участием Пермского края в проекте «Информатизация образования» в Чусовом был создан информационно-методический центр.   С 1сентября 2005г.городской методический кабинет вошел в состав центра, образовав муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр» как служба, обеспечивающая потребности всех ОУ системы образования Чусовского муниципального района.

Миссия учреждения:

-формирование и реализация единой методической политики в районе;

-создание системы   стимулирования   творческой   инициативы   и   профессионального   роста
педагога.

Принципы, лежащие в основе деятельности центра:

-научность - научно-обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности МС
(цели, содержание, технологии):

-адресность:

креативность   (творческий   характер,   оперативность,   гибкость,   продуктивность,   а   также авторский вклад методистов);

-доступность;

-непрерывность или системность;

-принцип социального партнерства;

С нами сотрудничают:

-средние общеобразовательные учреждения - 8

-основные общеобразовательные учреждения - 13

-специальные коррекционные учреждения - 2

-вечерняя общеобразовательная школа - 1

-учреждения спец. открытого типа - 1

-начальные школы - 2

-дошкольные учреждения - 24

-учреждения СПО - 1

-учреждения дополнительного образования - 3

-школа искусств - 1

-школа иностранных языков - 1
-ЦПМСС - 1

Наличие класса ИКТ, медиаресурсов, современных технических средств обучения позволяет ежемесячно принимать до 600 педагогов в стенах центра.

Методисты учили пользоваться Интернетом и электронной почтой, организуют виртуальное общение и консультирование на местах.

К новым формам вовлечения педагогов в активную методическую деятельность относятся мастер-классы,

             

 

учебные семинары по использованию интерактивных форм и ЦОР в учебном процессе.

Реализуя Договоры сервисных услуг на повышение квалификации, центр ежегодно удовлетворяет потребности 350-400 педагогов и руководителей в обучении через различные формы (курсы, семинары, конференции, дистанционное обучение) в ЦРО ПК, ПГГПУ, РИНО ПНИПУ, АНО ДПО "Открытый институт профессионального развития". 

Непрерывное образование педагогов идет также через систему внутренней модели методического пространства, которое на сегодняшний день охватывает такие традиционные формы, как РМО - 22, НДС - 10, школу управленческого мастерства - 1, проблемные группы -11, ресурсные центры-12, школа-1, педагогическая студия-1. 

Благоприятную среду для профессионального развития педагогов создают конкурсы профессионального мастерства. Помимо традиционного конкурса «Учитель года», методисты ежегодно инициируют 2-3 педагогических конкурса, стимулирующих развитие, обмен опытом, распространение популярных идей.(подробнее>>)

Неотъемлемой частью обновления содержании образования является работа с новыми УМК. Ежегодно организуется деятельность творческих лабораторий 8-10 педагогов по апробации учебников с ежегодной промежуточной экспертизой и итоговым анализом на конференции «Современный учебник: от образа идеала к реальности» (1 раз в 2 года).

Большую помощь педагогам в подборе учебной и методической литературы оказывает библиотека ИМЦ с фондом 6 тысяч экз., 30 пер. изданиями, медиа и видеотекой. В библиотеке разработан   справочно-библиографический   аппарат,   ежемесячно   оформляются   тематические выставки.

За год выдается около 200 справок, более 200 тыс. книговыдач, используются разнообразные формы обслуживания: обзоры, подборка литературы к семинарам, осуществляется помощь в централизованном снабжении ОУ литературой.

Коллектив МОУ ДПО ИМЦ работает с педагогами разных специальностей, опытом работы, оказывает консультации (в т.ч. технические), помогая в написании творческих работ, организуя «круглые» столы, педагогические экскурсии, массовые мероприятия, участвуя в работе общественных органов управления.

Ежегодно методисты организуют демонстрацию опыта педагогов прежде всего для чусовских коллег на фестивалях, творческих встречах, конференциях.(подробнее>>)

  

Сотрудники центра находятся в постоянном поиске, наращивают свой творческий потенциал. Это является непременным условием и залогом успешной реализации основных направлений модернизации российского образования на Чусовской земле.

Анализ исторических аспектов развития системы образования позволяет сделать вывод, что система методического сопровождения имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования, конкретного учреждения и конкретного учителя. Её содержание и организационные формы не остаются стабильными, постоянно видоизменяются в зависимости от складывающейся ситуации в России и в муниципалитете.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»